Ваш город:

Как сделать математику интересной?

01 нояб. 2019 г.
0
223

Язык цифр – неотъемлемая часть современного времени, поскольку любая компьютерная программа построена на математических алгоритмах. Кроме того, математика тесно связана со многими науками, без которых немыслимо развитие технического прогресса. Нас окружает цифровая техника, поэтому сегодня уже недостаточно только арифметических знаний, позволяющих решить несложные бытовые задачи.

Как сделать математику интересной?

Вы можете сказать, что ремонт цифровой техники можно доверить специалисту, который «дружит с математикой» с детства, а для того чтобы пользоваться устройствами в быту, достаточно внимательно изучить инструкцию. Да, это так. Но математика не только помогает в работе с современной техникой, но и развивает логическое мышление. А логика необходима во всех сферах деятельности, для решения любых, даже гуманитарных задач.

Нельзя также забывать, что без «математического склада ума» молодым людям приходится выбирать профессию, в которой можно обойтись простейшими навыками сложения/вычитания и деления/умножения – самого проходимого барьера в математике начальной школы. То есть, если вы не подружитесь с математикой в школе, то выбор профессий будет существенно ограничен.

К сожалению, понимают и любят математику единицы выпускников школ, а остальные объявляют себя гуманитариями, чтобы оправдать отсутствие логического мышления. Сегодня мы предлагаем поговорить о причинах, которые мешают покорению точных наук и тормозят развитие технического прогресса, а также расскажем, как сделать математику интересной для всех.

Типология мышления – ликбез для родителей

Кроме нескольких, случайно услышанных штампованных фраз, типа «гуманитарий» или «творческая личность», родители дошкольников редко задаются вопросом, какие мыслительные механизмы помогают ребенку от рождения до 7 лет усвоить в 3 раза больше информации, чем взрослый человек может понять и запомнить в течение всей жизни.

Каждый этап развития ребенка – важное звено, в том числе и для проявления интереса к математике.

Раннее развитие

Мощный природный потенциал познания первых лет жизни расходуется ребенком не эффективно, потому что родители зачастую не имеют представления, почему талантливый малыш научился считать в 2-3 года, но с простыми арифметическими задачками во втором классе уже не справляется.

В раннем дошкольном возрасте (0-3 года) работает наглядно-действенное мышление, на уровне сопоставления ощущений и восприятия. В этот период знакомство с любым предметом означает действие. Уже в 2 года ребенок с легкостью манипулирует цифрами от 0 до 10, потому что видит их перед собой, и понимает, что 3 конфеты больше, чем одна. Поэтому очень важно предоставить маленькому исследователю с рождения до 3 лет как можно больше предметов и явлений для изучения и при этом:

  • называть каждый предмет;
  • описывать его свойства;
  • по возможности проводить совместные опыты: мячик не тонет, сахар растворяется – все, что можно показать и объяснить малышу.

Развитие ребенка в раннем возрасте – сложнейший и многосторонний процесс, являющийся основой его дальнейшего обучения и социализации. Но именно в этом возрасте взрослые чаще всего считают, что ребенок должен только спать, кушать и гулять (играть). Под играми, к сожалению, подразумевается не общение и совместная игра, а «лишь бы, не плакал». А ведь, без этого этапа развития не приходится рассчитывать на интерес к обучению в принципе.

Средний дошкольный возраст

Когда программа усложняется, ребенку уже затруднительно визуализировать для счета, например, 1000 конфет или яблок, сложно вообразить состав трехзначного числа в единицах, десятках и сотнях. В результате, интерес к цифрам постепенно пропадает. Определенное влияние на угасание любви к цифрам оказывают и возрастные особенности – дошкольники и младшие школьники еще не обладают усидчивостью и концентрацией внимания.

В мыслительный процесс включается воображение уже знакомых и изученных предметов. Начинается формирование наглядно-образного мышления, при котором работает кратковременная память.

В это время исследованные предметы счета можно визуализировать в виде картинок, которые нужно сгруппировать по разным признакам:

  • цвет;
  • форма;
  • размер;
  • пространственное представление: близко – далеко; высоко – низко;
  • свойства: твердый – мягкий; холодный – теплый;
  • бытовое назначение: посуда, одежда и т.д.

Но, одновременно с «включением» наглядно-образного мышления, продолжается исследование окружающего мира с помощью действий. Накопленная информация постепенно систематизируется в виде «цепочек»: продукты едят, машина едет и т.д. Формируется понятийное мышление, на основе накопленного личного опыта и суждений, высказанных другими людьми, которые уже принимаются как новая информация и готовые знания, принимаемые на веру.

Когда ребенок хорошо изучил предмет, начинается процесс формирования суждения, раскрывающего содержание понятия. Суждение – важная составляющая часть для развития математических способностей. На основе нескольких суждений составляется соотношение предметов в определенной последовательности – возникает умозаключение, как форма нового суждения. Это – предпосылка для формирования логического мышления, опоры для развития математических способностей.

Способность формирует интерес, так как в этом случае усвоение знаний дается с легкостью.

Школьный возраст

Считается, что словесно-логическое мышление присуще старшим школьникам и взрослым людям. Но, как показывает множество примеров, дети в возрасте 1-1,5 года начинают говорить осмысленно, а к 3 годам способны усвоить 2-3 языка. Все зависит от пополнения лексического запаса, постоянного общения с ребенком.

При чем тут математика? Мышление напрямую связано с речью, и именно речь способствует формированию обобщенных и опосредованных связей, ускоряет развитие абстрактного (образного) и логического мышления.

Когда приступать к занятиям по математике?

Взрослые забывают, что очевидные для них вещи и явления с детьми происходят впервые, и поэтому вызывают их интерес. Проявление терпения и мудрости крайне необходимо «почемучкам». Если даже ребенок спрашивает, почему вода мокрая, нельзя отмахиваться от вопроса, потому что это – переход малыша на новый уровень развития мышления.

Прежде чем «делать из ребенка математика», нужно убедиться, что ни один из этапов развития его мышления не упущен. Без всех пазлов сложить картинку не удастся. Если на каком-то этапе раннего или дошкольного развития потерялся один «пазл», ребенок не сможет понять математику, и рассчитывать на проявление интереса к ней бессмысленно. Интерес к математике, как и к другим наукам, нужно развивать с самого рождения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Парламентарий от ЛДПР предложил не вводить изучение иностранного языка до пятого класса
Как сообщает РИА Новости, депутат Госдумы от ЛДПР Александр Шерин обратился к министру просвещения РФ Ольге Васильевой с предложением не вводить изуче..
Парламентарий от ЛДПР предложил не вводить изучение иностранного языка до пятого класса
21 нояб. 2019 г.
0
149
РАО настаивает на обновлении проектов новых ФГОС
По информации, предоставленной РБК, Российская академия образования (РАО) по запросу Министерства просвещения РФ осуществила независимую оценку проект..
РАО настаивает на обновлении проектов новых ФГОС
20 нояб. 2019 г.
1
197
С. Кравцов: результаты некоторых работ ЕГЭ-2019 могут быть аннулированы
Как сообщил в интервью «Известиям» Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, после проверки ответов с помощью «искусственного интеллекта» результаты некото..
С. Кравцов: результаты некоторых работ ЕГЭ-2019 могут быть аннулированы
20 нояб. 2019 г.
0
730
Оставить свой комментарий

Ваш город: